Т А Й Н О Е У Ч Е Н И Е Д Р Е В Н О С Т И (ключ к загадкам жизни)
часть 2
Глава IV
Живя и действуя одновременно в трех планах, человек своим фи- зическим телом влияет на материальный мир; своим астральным телом живет и действует в мире чувств, страстей и желаний, а своим ментальным телом живет и действует в области мысли. Мыс- ли как свет, теплота, звук — есть вибрации эфира, но вибрации бесконечно очень быстрые, они естественно воспринимаются нашим мозгом, но проследить этот процесс путем физического наблюде- ния невозможно ввиду тонкости материала мысли. Каждый человек двигается в пространстве, как будто заключенный в клетку, ко- торую он сам себе построил: он окружен миром привычных ему мыслей, на все он смотрит сквозь эту, созданную им среду и по- этому, естественно, мир кажется ему окрашенным тем цветом, ко- торый преобладает в его мыслях: оптимист видит все в розовом цвете, пессимист все окружающее представляет в мрачных то- нах.
До сих пор, пока человек не научится строго контролировать свои мысли и чувства, он никогда не увидит вещи такими, какими они существуют в действительности, а всегда будет видеть их сквозь собственную среду, наподобие плохого зеркала, искажаю- щего и обесцвечивающего всё.
Так называемое мрачное настроение, ни есть нечто роко- вое, неотразимое: оно продукт его мысли, результат того, как он мыслит. Человеку, желающему исправить, перестроить весь свой характер, недостаточно только контролировать свои мысли, ему надо ежедневно, хотя бы в течение 5 минут, забывать все окружающее и сосредоточенно думать о качестве, противоположном недостатку, от которого он хочет избавиться.
Характер человека строится по линиям его мысли. Работая над собой, над своим совершенствованием, он работает и для вечности, он закладывает фундамент для своего сверхчеловечест- ва. Когда человек идет по улице или находится в общественном месте, он прокладывает себе дорогу сквозь толстую стену чужих мыслей. Если его ум занят собственными мыслями — он не замеча- ет чужих мыслей, не воспринимает их и не отвечает на их вибра- цию. Но если его ум не поглощен собственными мыслями, обрывки чужих мыслей, обыкновенно обыденных, сереньких и пошлых, про- никают в него и засоряют его бесполезными, а иногда и вредными влияниями. Во время нахождения на улице или в толпе — лучше всего погружать свой ум в красивые мысли или занимать его пов- торением красивых стихов или изречений.
Где бы он ни был, человек наполняет пространство вокруг себя своими мыслями. Куда бы он не ехал, ни шел, его мысли ос- таются за ним длинным хвостом: все эти мысли — посев, который не пропадает даром, он воспринимается им самим и другими людь- ми, и если они были светлые, добрые, то они плодят радость и благословение, а если они были мрачными и злобными, то плодят печаль и злобу.
Люди, благодаря своему эгоизму, неведению и нерадению соз- дали такие условия жизни на Земле, которые ложатся тяжелым не- посильным бременем на громадные массы бедного трудящегося на- селения. Эти условия вызывают у сотен миллионов людей мысли зависти, озлобления, отчаяния. Они несутся из среды смятенного человечества в астральный мир и отзываются всевозможными бедс- твиями на Земле. Мысли чрезмерного властолюбия, зависти и зло- бы в умах властителя народов распространяются среди народов и заражая умы его, вызывают вихри страстей, поднимающих лютые войны, разорения, кровавые бойни.
Первопричина лежит в кровавых и преступных мыслях. Единс- твенное средство для предотвращения роковых и печальных пос- ледствий дурного мышления — это ввести сознательную культуру в области мысли. Внешняя культура это, пожалуй, задача общества и государства, культура же внутренняя — нравственная — конт- роль и очищение мыслей это задача каждого из нас.
Человек без культуры мысли, без внутренней правды дикарь, несмотря на культуру формы, на внешнюю цивилизацию. Народ без культуры мысли — варварский народ.
Все люди на земном шаре соединены между собой тысячами не- видимых нитей мысли, которые безостановочно проносятся во всех направлениях и приносят им пользу или вред.
Мысль любви, посланная другу, защищает его от опасности. Такие мысли могут быть посылаемы не только живым, но и умершим людям, причем последние воспринимают их быстрее и легче.
Если одна и та же мысль появляется одновременно у несколь- ких лиц, она приобретает большую силу. Древние маги, собираясь в несчетном количестве и составляя магическую цепь, направляли одну и ту же мысль на поставленную цель и достигали таким пу- тем поразительных результатов. Мысли, полные критики, осужде- ний, а порой и клеветы заражают чужие умы подозрительностью, жаждой возмездия и затаенной злобы. Ясно и сильно поставленная злая мысль может не только ранить, но и убить человека. Кроме того, влияние, которое мы оказываем на мышление людей обычно силой наших мыслей, мы можем особенно интенсивными мыслями влиять на их волю и таким образом заставлять их служить нашим намерениям.
Это будет уже не простая автоматическая передача мыслей, а внушение. Такое внушение ни в коем случае недопустимо, потому что оно нарушает святое, неотъемлемое право каждого человека иметь свободную волю и поступать по собственному выбору.
Оберегайте силу своего мозга, не допускайте в своем уме бесконечное количество ненужных мыслей. Современный человек постоянно поглощен, удручен всевозможными тревогами, занят всякими мелкими житейскими дрязгами. Все эти неустанные трево- ги ничуть не меняют течение его жизни, следовательно они лиш- ние. Но кроме того, они еще и вредны, потому что не только бесполезно треплют мозг того, кто допускает их в себя, но еще и влияет на окружающих, передавая им его постоянное возбужде- ние. Ни бесконечные, бесполезные споры, которые так любят большинство современников, ни мелких забот и ненужных мыслей истинный мудрец в свои мысли не допускает: он отличается без- мятежным спокойствием, всегда ровным настроением и полной властью над своими мыслями. Дурные мысли и чувства, направлен- ные на человека, в котором нет зла, не произведут на него ни- какого впечатления, т.к. не дойдут до него. От праведного человека они отскакивают и обрушиваются на того, кто их пос- лал.
Сила мысли бесконечна и она лежит в основе магии. Внушая себе ошибочное понятие, что главная сущность человека — это его тело, люди стали, естественно, бояться смерти, они стали считать ее самым лютым врагом, своим кошмаром, самым ужасным из всех ужасов, похитителем жизни и всех сопряженных с телес- ной жизнью земных благ.
Для людей, считающих, что их тело является единственной и главной сущностью, а дух, если он вообще существует, только одна из его функций — смерть, конечно ужасна, потому что она отнимает у него всё, не оставляя ему ничего. Для тех же людей, которые постигли, что человек тем и отличается от животного, что в нем главную суть представляет дух, а что его тело есть только проводник, инструмент, только одежда духа — им потеря их одежды или телесной оболочки не страшна: тело будет съедено червями, погибнет навсегда, никогда не сможет воскреснуть в своем первоначальном виде, а дух — это частица бессмертного духа бога, что главная и единственная сущность человека, осво- бодившись от земной одежды, устремиться на свою родину, ког- да настанет время, вернуться на Землю и воплотиться в новом теле, которым он воспользуется для приобретения новых духовных качеств.
Неужели мы можем бояться расстаться со старыми, изношенны- ми, больными, уже никуда не годными телами, если мы знаем, что через некоторое время обличимся в новое, свежее, сильное и здоровое тело, которое позволит нам наслаждаться вновь всеми радостями жизни и далее совершенствовать свой бессмертный бо- жественный дух в стремлении к правде, добру, красоте.
Стоит человеку вспомнить, что он каждую ночь умирает, т. е. всегда во сне его дух покидает тело и носится в прост- ранстве, посещая друзей, новые места, больную мать, дорогих детей — для того, чтобы не бояться более продолжительного сна, который он привык называть смертью. После этого он проснется к жизни в обновленном теле, которое дает ему возможность продол- жить дальнейшее шествие к единой цели, предназначенной челове- ку — к совершенству.
Глава V
То, что мы называем рождением — не есть нарождение самого человека, а только нарождение для него новой оболочки, его те- ла. Ясновидящие, развившие в себе путем систематической трени- ровки способность видеть и слышать происходящее за невидимым загробном мире, все в один голос подтверждают, что по ту сто- рону могилы находится не мрачная пропасть, а мир иной жизни, который может быть познан нами с такой же отчетливостью, как и земная жизнь.
Оказывается, что с человеком после смерти не происходит никакой внешней перемены: его жизнь в потустороннем мире лишь естественное продолжение земной жизни. В отношении сознания, свойств и сил человек остается после смерти таким же, каким был до нее. Умерший постепенно узнает совершившуюся с ним пе- ремену из того, что он больше не чувствует голода, холода, ус- талости, боли.
Если бы мы знали это во время нашей земной жизни, то мы не боялись бы смерти, и может быть, поняли бы, что по правде ска- зать, именно мы — живые — являемся мертвецами, они — покойни- ки — воистину живые, бесконечно более свободные и подвижные, чем мы люди.
То, что мы называем адом и раем — это не место, куда мы отправляемся после смерти, а состояние нашего сознания. Рай и ад — находятся не где-либо, а могут быть переживаемы тут же, вокруг, около нас. Жариться на сковородке, гореть в пекле или жить в жемчужных садах — это плод воображения.
Теряя со смертью свое тело, человек сохраняет в потусто- роннем мире все свои мысли, наклонности и страсти. Но с поте- рей тела он потерял возможность удовлетворять их. Ввиду невоз- можности осуществиться они мучают, жгут и грызут его, ненасыт- ные и неудовлетворенные.
Для человека порочного и злого — невозможность в загробном мире осуществить свои пороки и злые мысли — и является настоя- щим адом.
В потустороннем мире нет и не может быть ни награды, ни наказания, налагаемых извне. Там человек получает лишь то, что он уготовил себе своей жизнью на Земле. От испытываемого стремления а также от всеисцеляющего времени пороки и страсти постепенно ослабевают, забываются, умирают — человек освобож- дается от них и очищается.
Подобно тому, как на Земле износилось, ослабело, состари- лось и, наконец, умерло его физическое тело, высвободив чело- века в невидимый мир, так и в этом, невидимом мире, изнашива- ется, ослабевает, дряхлеет и, наконец, умирает его астральное тело, высвобождая человека в новый, более высокий мир — мир бескорыстной мысли.
Но этот новый мир новый опять-таки не где-либо в надзвезд- ных краях и не является каким-либо определенным местом: он представляет собой только новое, более тонкое состояние нашего сознания, настолько тонкое, что даже не все люди на Земле об- ладают таким сознанием. Перейти в новый мир, в это высокое состояние сознания не могут те, кто настолько грубы и матери- альны, что за все время своей земной жизни ни разу не испыты- вали высокого духовного переживания, не имели ни одной беско- рыстной мысли. Они остаются до следующего своего воплощения на Земле — в астральном плане — в состоянии мирного сна. Таков удел всех первобытных людей, недалеко ушедших от условий жи- вотной жизни. Так как все люди далеко не одинакового духовного развития, то в области высшего сознания после смерти каждый воспринимает как раз те вибрации, ту долю блаженства, на кото- рые он способен откликнуться, до которого его дух дорос. В этот мир каждый приходит со своей чашей, великой и малой. Чем духовнее человек, тем больше он пребывает в этом состоянии.
Таким образом, каждый определяет своими мыслями и делами в земной жизни каковы будут его страдания и муки в астральном мире, каков будет характер и какова продолжительность его не- бесной жизни. Семена того и другого он сеял на Земле, а там он только соберет плоды того, что посеял.
Глава VI
Ни одна мысль, ни одно действие человека не остаются без пос- ледствий. Теперь своими мыслями и делами человек строит свое ближайшее будущее и даже следующую жизнь в новом теле на Зем- ле. Надо иметь ввиду, что мысли человека важнее по своим пос- ледствиям, чем его поступки. В мире духа о человеке судят не по его поступкам, а по его мыслям, чувствам и желаниям, как по единственным прочным данным.
Судьба человека слагается из трех данных:
1. Из общего итога всех его добрых и злых дел и мыслей, накопившихся в течение всех его жизней и еще непогашенных им. Это — общий капитал (добро) и общий долг (зло), числящихся за человеком.
2. Из этой части общего итога, которую ему назначено из- жить, погасить в настоящей жизни на Земле, берется его судьба. Эта часть и есть то, что мы называем слепая, непредотврати- мая судьба — рок (карма — ред). Она предназначается ему при воплощении в новую жизнь, т. е. при рождении.
3. Из тех мыслей и деяний, которые мы создаем в настоящий момент и будем создавать ежедневно — из них и создается наша судьба завтрашнего дня или позднейшая.
Жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она представляет собой результат всех прежних его жизней и вместе с тем — семя будущих. Она не складывается случайно и слепо, а создается нами же каждую минуту, нашей мыслью, каждым нашим поступком. Человек — господин над своей судьбой. Врожденные свойства, качества, способности — только результат умственной работы человека в прошлых его жизнях на Земле.
Наши мысли строят наш характер. Наши желания определяют то, чем мы будем окружены в следующей жизни. Наши поступки ус- танавливают точный размер нашего счастья.
По мере сознательного развития воли человек может вводить (овладевать руководством) новые данные в свою слепую судьбу и может изменить ее. Познав истину и развив волю до высшей сте- пени, человек совершенно освобождается от тисков предопределе- ния.
Познав же истину, человек должен и будет помогать всем и не думать о себе.
Пока человек находится в зависимости от желаний, он не ос- вобожден, он находится в работе у материи. Когда пробуждающая к действию сила начинает исходить из самого человека, из его просветленного разума, она становится волей.
Глава VII
Тайное учение заключает в себя основной, незыблемый закон все- ленной, — это то, что человек живет на Земле не один, а много раз. Каждый из нас имеет позади себя длинный ряд существований и только благодаря опыту, вынесенному из этих многочисленных жизней на Земле, мы сможем подняться с уровня первобытного че- ловека, с уровня дикаря на нашу современную ступень культурно- го человека. На нашей Земле эволюционирует 60 миллиардов душ.
Дух, приобретший уже запас опыта и знаний за время своих предыдущих земных существований, опускается на Землю и вопло- щается в ребенке еще во чреве матери, причем выбор семьи дела- ется не случайно, а по строго намеченному плану.
Почему не помним нашу прежнюю жизнь? Когда человек доста- точно развивается, чтобы сосредоточить свое сознание в мен- тальном или духовном мире, а не только в физическом мозгу — он задумывается об этом.
Часто люди спрашивают: как объяснить, что один человек рождается слепым, хромым или горбатым, больным или идиотом, а другой — здоровым и сильным? Один рождается в хижине бедняка от матери нищей, а другой — в пышном дворце? Отчего один живет 80 лет и умирает естественной смертью от старости, а другой живет всего 8 лет или несколько дней? Один умирает в своей кровати, а другой — на поле брани или в результате катастрофы? Один кончает свою жизнь честным бедняком, а другой вором, ко- нокрадом, преступником, но в почете и богатстве?
Если человек живет на Земле один раз, то на эти вопросы нельзя дать ответа. На эти неразрешимые, с нашей точки зрения, вопросы Тайное Учение дает простой, всем понятный и исчерпыва- ющий ответ: Бог милосерд и справедлив, он — сама любовь, все души он сотворил добрыми и невинными, на Землю они посылаются для получения опыта среди различных искушений и испытаний, но многие души уклоняются с правильного пути и становятся злыми и порочными. Для исправления они посылаются на Землю много раз и в разные условия до тех пор, пока они не освободятся от поро- ков и слабостей. Этим же объясняется и тот факт, что во време- на глубочайшей древности встречались люди с высоким духовным развитием: гении, поэты, мыслители, философы, литераторы, ху- дожники, скульпторы, бессмертные произведения которых служат образцом для современного человечества. Мы же, дети XX века, видим вокруг себя столько варварства, жестокости, грубости, дикости, что нам становится стыдно за нашу культуру. Прог- ресс человечества продвигается вперед очень медленно.
Глава VIII
Каждый из нас является частью одного мощного целого. Чувство целого, чувство разделенности — это одна из иллюзий наших пла- нов бытия. В будущем человек будет жить для общины, на благо всех.
Какова же наша роль в жизни? Мы можем сделать очень многое для ускорения достижения нами конечной цели света и славы. Каждый из нас может и должен сделаться маленьким центром, изу- чающим любовь и радость и, наподобие маленького солнца, све- тить всем, приходящим с ним в соприкосновение. Мы должны ста- раться распространять знание истины своими мыслями, словами, действиями. Мы должны, среди суматохи повседневной жизни оста- ваться спокойными, безмятежными и непоколебимыми. Мы должны среди всех житейских забот и печалей сохранить перед своим ду- ховным взором высший идеал и никогда не допускать, чтобы порыв гнева или эгоистических мыслей мог увлечь его с твердыни, на которой он стоит.
Надо стараться двигаться вперед и помогать миру продви- гаться, выкладывая эти истины перед людьми и этим приближая время, когда все люди будут понимать друг друга, потому что они не учатся понимать мощную систему, частью которой они яв- ляются. Эгоизм и торжество сильного — это закон зверской эво- люции. Закон эволюции — самоотречение и самопожертвование.
По учению тайной доктрины человек состоит из 7 начал, из которых 4 низших — смертные. Это следующие:
1. Физическое тело — наружная и самая плотная из 7 оболо- чек человека — служит для деятельности на физическом плане.
2. Эфирное тело или эфирный двойной человек, его 6 оболоч- ка. Он служит проводником жизни, жизненной силы.
3. Принцип жизни или жизненная сила — является 5 оболочкой человека.
4. Астральное или духовное тело, проводник всех чувств, страстей и желаний, является 4 оболочкой человека. Астральное тело в Христианской терминологии называется душой.
Затем следуют 3 высших, бессмертных начал, составляющих истинного, бессмертного человека, его вечный, бессмертный дух:
5. Ментальное тело или тело мысли, высший разум или интуи- ция является 3 оболочкой человека.
6. Духовное тело, являющееся вторым элементом человека.
7. Божественное начало, вечное Я человека, т. е. сам духо-человек, его главная суть и основа, по существу своему едины с Богом.
Каждое из 7 тел человека соответствуют семи планам вселен- ной, состоит из материи соответствующего плана и должно отве- чать на вибрации, относящиеся к данному плану. На настоящей ступени развития человек отвечает на вибрации только самого грубого, физического плана, и очень немногие из нас отвечают на вибрации остальных, более высоких тонов.
Глава IX
Тайное учение указывает нам: — Что человек — не тело, а дух, и потому он не должен посвящать весь свой интерес, все свои за- боты и все усилия исключительно на удовлетворение животных потребностей своего тела, а должен жить, главным образом, для развития своего духа.
— Раз он не тело, а дух, то смерть является для него не концом существования, потому что дух не может умереть, а лишь переменить условия жизни. А потому, раз он не может исчезнуть совершенно, умереть, то ему и смерть не страшна.
— Что после смерти он не только продолжает жить, но что в загробном мире он даже не скоро замечает, что живет не в преж- них, а в новых условиях. Живя много раз на Земле, он уже не раз умирал, и поэтому перспектива умереть еще раз не может пу- гать его.
— Что наши близкие, умирая, не уничтожаются, а продолжают жить и не расстаются с нами, а остаются тут же, около нас, и мы вовсе не потеряли любимых людей, а утеряли возможность ви- деть их в бодрствующем состоянии, но во сне мы встречаемся часто.
— Что мысль есть великая сила, в которой человек может помогать как живым, так и умершим людям, а от плохих мыслей он сам пострадает в первую очередь.
— Что мы должны опасаться нашей темноты и нашего незнания. Мы должны стремиться к знанию, ибо оно — высшая сила, которая поможет выйти из тьмы к свету, т. е. от печали и тревоги к внутреннему миру и полной уверенности в конечном благополучии человека и всего сущего.
— Что страдание не есть наказание, кем-то посланное извне, а есть лишь единственное следствие собственных поступков, со- вершенных в прошлой или настоящей жизни.
— Что судьба человека — в его собственных руках и что он может изменить ее по собственному желанию, так же как и свой характер, если пожелает этого.
— Что, будучи не телом, а духом, он вечен, и что истинная его родина — не Земля, а эфирное пространство, что одна его жизнь на Земле — только один короткий день в его действительно бесконечной жизни.
— Что наша Земля — есть школа, в которую в силу незыблемо- го закона вечный дух посылает до тех пор, пока он не приобре- тет в ней все качества и не достигнет совершенства.
— Что каждая из земных жизней человека — это класс, в котором он должен приобрести известные знания, усвоить известные знания, усвоить известные качества и освободиться навсегда являться в школу, т. е. жить на Земле.
— Что жизнь есть не только на земле, но и на всех планетах нашей бесконечной системы и на всех бесчисленных солнечных системах беспредельной Вселенной и регулируется не прихотью, не случайностью и не стихийными, а строгими незыблемыми зако- нами, которыми мир невидимый подчинён также, как и весь види- мый физический мир.
— Что жизнь Вселенной, т. е. бесконечная ее эволюция от простого к сложному и от несовершенного к совершенному — есть могучий, всесокрушающий поток, в котором кажущиеся обратные потоки — только иллюзия, оптический обман. Эти заторы или мел- кие водовороты происходят лишь на поверхности общего непреодо- лимого течения и уносятся им неудержимо — к конечной, изна- чально предначертанной цели — к совершенству.
— Что не существует ни добра, ни зла, а есть только элементы силы, помогающие эволюции или пытающиеся помешать ей, задержать ее. Все препятствия сокрушаются могучим потоком — и ни человек, ни семья, ни общество, ни нации или расы, пытающи- еся идти против общего течения, не останутся — будут сметены без следа. Положительные, творческие силы восторжествуют над силами темными, отрицательными, разрушительными: над тьмой восторжествует свет, а над злом — добро, как незыблемый закон эволюции.
— Что бог существует, что он справедлив и милосерден, и что у него есть определенный план для Вселенной. План этот и есть эволюция. Счастлив человек, которому дано познать бога: он не будет более препятствовать исполнению этого плана, он не будет препятствовать эволюции, т. е. делать зло, а будет изо всех сил стараться помогать людям, т. е. делать добро.
— Что помогать эволюции — это уменьшить скорбь мира и уве- личить его радость.
Это оказывать, в пределах наших сил, материальную помощь неимущим и страждущим, но еще важнее, чем участливое отношение к чужому горю, чем помощь хлебом насущным — помощь духовная, бодрое слово, участливое отношение к чужому горю, посылка всем окружающим мыслей, полных утешения, сочувствия, искреннего участия, излучения симпатий ко всем.
— Что решившийся помочь эволюции не должен допускать в се- бя дурных мыслей, уныния или осуждения, а должен искать, нахо- дить и видеть во всем и во всем только доброе. Он должен отли- чаться от всех окружающих своим ровным настроением, неизменным ко всем доброжелательством, полной терпимостью, невозмутимым спокойствием, приветливой ясностью, несокрушимым мужеством среди всевозможных трудностей и опасностей и неизменной готов- ностью всегда и во всем оказывать участие и помощь.
— Что, стараясь всегда и везде не препятствовать, а всеми силами помогать эволюции, человек становится одной из светлых, благодетельных сил природы, и как бы ни были малы его способ- ности, как бы незначительна ни была его помощь, а все же он стал в ряды бесконечной иерархии, поднимающейся от природы к богу, он — осуществитель его законов и его воли на Земле. Одна мысль эта способна переполнить счастьем его сердце, наполнить миром и озарить его дни.
Заключение
Эта книга дает читателю определенную точку зрения, с которой он может смотреть на все, судить обо всём, а также дает опре- деленные основы разрешения всех вопросов, выдвигаемых жизнью.
Эта книга дает совершенно определенное отношение к людям, ко всему живому, ко всем предметам и ко всем проявлениям види- мого, тайнам потустороннего мира: она дает разумное и логичное объяснение нашему существованию, которое большинству людей представляется темной и сложной задачей или просто загадкой без разрешения.
Так, как обыкновенно читают газету в наше время, эту книгу читать НЕЛЬЗЯ!